Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

Добавить организацию
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

Общая информация

Посмотреть на карте

Описание организации

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, располагающим уникальным собранием русского, зарубежного и башкирского изобразительного искусства, осуществляет широкую культурно-образовательную деятельность для различных возрастных категорий. В связи с введением в учебный процесс новых учебных программ: «Культурология» и «Мировая художественная культура», учитывая пожелания заинтересованных лиц и организаций, музей осуществляет различные просветительские мероприятия, предполагающие использование экспозиции музея и его фондов в качестве образовательной базы в освоении указанных учебных программ школьниками и студентами, а именно:

  • обзорные и тематические экскурсии по постоянной экспозиции и временным выставкам;
  • лекции;
  • творческие встречи с художниками на фоне проводимых выставок;
  • один раз в месяц проведение «Дня открытых дверей»;
  • музыкально-художественные представления;
  • обеспечение доступа к библиотечному и архивному фонду;
  • консультации с искусствоведами по отдельным проблемам и т.д.

Цена входного билета на экспозиции и выставки:
для школьников– 50 руб.
для студентов и пенсионеров – 100 руб.
для взрослых – 150 руб.

Экскурсионное обслуживание (по предварительной записи, группа не менее 10 чел.):
для всех категорий – 20 руб.
для иностранных граждан – 100 руб.

В последнюю субботу каждого месяца для детей до 18 лет – вход в музей бесплатный. Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельника с 10.00 до 18.00 часов.


Историческая справка об учреждении:

Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова был основан 7 ноября 1919 года, открыт – 5 января 1920 года.

В основу создания музея положена коллекция выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), подарившего в 1913 году родному городу 102 произведения русских художников II половины ХIХ – начала ХХ веков (в том числе – 30 работ самого дарителя).

Здание, в котором разместилась коллекция – бывший купеческий особняк лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845–1919). Постройка 1913 года в стиле «модерн» по проекту самарского архитектора Александра Александровича Щербачёва (1858–1912).

Имя основателя уфимского художественного музея – Михаила Васильевича Нестерова было присвоено в 1954 году.

В 1920-е годы коллекция музея пополняется экспонатами из музеев России – Государственного Русского музея (Петроград), Государственной Третьяковской галереи (Москва) и частных собраний. В настоящее время музей насчитывает более 11 000 экспонатов (в том числе – более 108 работ М.В.Нестерова), имея разделы: древнерусское искусство, русское искусство ХVIII – ХХ вв., западноевропейское и восточное искусство, башкирское искусство.


Зал № 1
Выставка произведений заслуж. художника РФ, нар. художника БАССР, лауреата премии комсомола Башкирии им. Г.Саляма Э.М.Саитова (1936–2004), посвящённая 75-летию со дня рождения художника.
Офорт, литография, акварель из собрания БГХМ им. М.В.Нестерова.

В экспозиции выставки представлен графический ретроспектив мастера 1960–1990-х годов – пейзажи, с непревзойдённой красотой родной природы, башкирской деревней, её прошлым и настоящим, психологические портреты тружеников башкирских и русских деревень.


Зал № 2
Экспозиция «Произведения древнерусского искусства
XVXIX веков в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения
(иконопись, церковное серебро, медное литьё, деревянная скульптура).

В настоящее время коллекция древнерусской живописи музея насчитывает 150 произведений. В экспозицию вошла наиболее интересная её часть, охватывающая период с XV – XIX веков, в основном представляющая иконописные школы Новгорода, Москвы, Русский Север («Благовещение», «Сошествие во ад», Богоматерь Одигитрия»).

Формирование коллекции происходило из местных поступлений: церквей и соборов Уфы, из Государственных Московского и Петроградского музейных фондов, Румянцевского музея и частных коллекций.

Значительную часть музейного собрания составляет церковное прикладное искусство ХVI – нач. ХХ вв., формированию которой в 1920-е годы способствовал Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) – первый директор музея, и уфимский протоирей Виктор Поярков. Это в свою очередь изделия из дерева; металла, серебра и медных сплавов, выполненные в технике ковки и литья, скани и зерни, чеканки и гравировки, басмы, чернения по серебру. К ним относятся иконные оклады, потиры, кресты-мощевики и другая церковная утварь.

Экспозиция «Русское искусство XIX века в собрании БГХМ им. М.В.Нестерова». Избранные произведения (живопись, каслинское литьё, рельеф)

Русская живопись XIX века представлена в экспозиции этюдами итальянского периода художников-академистов Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791–1830) «Гавань в Сорренто» (1820-?) и Льва Феликсовича Лагорио (1827–1905) «Итальянский горный пейзаж» (1865).

Романтическое направление в пейзажной живописи середины XIX века представлено в картине «Лунная ночь в Венеции» (1847) всемирно известного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).

Душевной мягкостью и обаянием, с чертами интимности, камерности, психологизма поражает «Портрет В.Д. Воейковой» (1853), созданный бывшим крепостным художником Василием Андреевичем Тропининым (1776–1857).

Вторая половина XIX века представлена русской реалистической живописью: пейзажами Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), Ивана Петровича Стефановского (1850–1878); этюдами Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) и Ильи Ефимовича Репина (1844–1930); портретами Николая Николаевича Ге (1831–1894) и Владимира Егоровича Маковского (1846–1920).


Зал № 3
Экспозиция «Произведения Михаила Васильевича Нестерова в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения
(живопись, графика, произведения мемориального значения, фотографии)

В настоящее время коллекция основателя музея, выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) насчитывает 113 экспонатов. Это портреты, пейзажи, жанровые композиции, мемориальные предметы. Наш музей обладает самой крупной нестеровской коллекцией в России дореволюционного периода творчества художника.

М.В. Нестеров родился 31 мая (19 мая) 1862 года в Уфе, в купеческой семье. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в стенах которого художник испытал влияние реалистической школы, в особенности, своего учителя Василия Григорьевича Перова (1834–1882). В экспозиции представлен ряд произведений ученического периода – «Портрет старика» (1878), «Иван Сусанин» (1884), «Тапёр» (1885), «Старый да малый (дедушка и внучек)» (1887), «Кабинет отца» (к. 1870-?).

В 1886 году М. Нестеров переживает личную драму – безвременную смерть своей первой жены Марии Ивановны Мартыновской. Черты её лица не оставляли художника, просились на память в рисунках, набросках. Позже, женский образ со сложной судьбой, становиться чуть ли не одной из главных тем его произведений («Портрет украинской артистки М.К.Заньковецкой», 1887, «Зимой в скиту», 1904).

Результатом заграничных путешествий художника по Европе стала его серия пластически выразительных пленэрных пейзажей и этюдов, ярких, звучных, сочных по колориту, явно написанных под влиянием французского импрессионизма («Терраса на Капри», «Мальчик-неаполитанец» –1889, «Адриатическое море», «Палермо», «Золотой Рог», «Сидящий мальчик» – 1893).

В 1889–1890-е годы, к 500-летию со дня смерти великого русского деятеля, просвещённого монаха, основателя Троице-Сергиевской лавры в Загорске под Москвой, сподвижника Дмитрия Донского Сергия Радонежского, Нестеров создаёт пять крупных произведений, посвящённых его жизни. Наш музей обладает одним из первых (неоконченных) вариантов полотна «Видение отроку Варфоломею», в основу сюжета которого была положена древнерусская легенда. Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей останавливается перед старцем (схимником), ожидая окончания его молитвы. Тонкая фигура мальчика сливается с пейзажем, создавая в картине единую гармонию человека и природы. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок.

Подготовительный материал к картине – эскизы, наброски, живописные этюды были исполнены в Подмосковье, недалеко от Абрамцева. Работая над картиной в Уфе, Нестерова постигла неудача: из-за собственной оплошности холст был прорван. Заново переписанная картина была представлена на XVIII передвижной выставке в Москве (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва).

Рядом представлен живописный этюд («Голова молящегося юноши», 1891) к следующей картине данного цикла «Юность преподобного Сергия».

Успех картины «Видение отроку Варфоломею» привёл художника к церковным росписям, которыми он занимался около 15 лет. В экспозиции представлена картина «Царица Александра и Николай Чудотворец» (1897), поступившая в музей из церкви Благовещенской семинарии Благовещенского завода под Уфой, являющейся ещё одним примером нестеровского лиризма, возвратом к «Варфоломеевской» кротости и мечтательности. Наш музей обладает также живописным фрагментом к картине «Воскрешение Лазаря» (1900) – сюжет для росписи церкви Александра Невского в Абастумане (1899–1904), заказанный великим князем Георгием Александровичем (наследник престола), где Христос показан в момент наивысшего напряжения воли.

С родиной были связаны самые лучшие годы жизни и творчества Нестерова. В экспозиции представлены поэтичные и одухотворённые этюды, запечатлевшие окрестности Уфы, реку Белую, а также эпическое полотно «Родина Аксакова» (1914), посвящённое русскому писателю, уроженцу Башкирии С.Т. Аксакову. Он также, как и Нестеров любил свою природу «тихой, неброской, умиротворённой…».

Известно, что М.В. Нестеров был выдающимся мастером портретной живописи. В стиле модерн представлен «Портрет Е.П. Нестеровой», второй жены художника, которую он встретил в возрасте 40 лет. Написан портрет 30 июля 1906 года на хуторе Княгинино (Украина). Здесь, как и прежде, значительную роль играет пейзаж, на фоне которого предстаёт безмятежно-спокойный образ миловидной женщины. Особую выразительность придаёт артистичный жест руки позируемой и цветовой контраст серебристой глади воды к расшитому ярким орнаментом тёмно-синему китайскому халату.

Из произведений советского периода представлены этюд «Пастушок» (1922) и графический «Портрет В.М. Нестеровой» (В.М.Титовой) (1924).

Семейные реликвии Нестеровых были подарены музею в 1969 и 1970 годах младшей дочерью художника Натальей Михайловной Нестеровой (1903–2004).

Умер художник в Москве, 18 октября 1942 года, в возрасте 80 лет.


Зал № 4
Экспозиция «Русское искусство конца XIX – начала XX веков и русское декоративно-прикладное искусство XVIII–XIX веков в собрании БГХМ им. М.В.Нестерова». Избранные произведения

В экспозиции представлены произведения русских художников конца XIX – начала XX веков – периода активной творческой и выставочной деятельности, возникновения творческих объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».

В недрах «Мира искусства» (1898. Петербург) сформировалось творчество Л. Пастернака, представленного в экспозиции графическими произведениями «Автопортрет» (1911) и «Ассамблея при Петре I» (1908) и В. Серова, мастерски передавшего в «Портрете балерины Е.С. Карзинкиной» (1906) изысканный образ светской красавицы.

Стиль модерн, получивший своё развитие в недрах «Мира искусств» ярко представлен в портрете П. Келина «Дама в синем» (1912).

Задачи живописного мастерства решает в своих портретах казанский художник Н.И. Фешин.

Яркие краски живой природы переданы в превосходном пейзаже «Крым. Гурзуф» (1917) представителем московской школы живописи, «русским импрессионистом» К. Коровиным.

Тихая размеренная жизнь степного народа, далёкая от городской цивилизации и мирской суеты нашла своё отражение в полотне «Утро в ставке» (1913) представителя «Голубой розы» (1907) П.Кузнецова.

Фактурная осязаемость предметных форм в пространстве – одна из композиционно-живописных задач, поставленных «бубнововалетовцем» П. Кончаловским в натюрморте «Раки» (1916).

Композиции М. Ларионова «Лучистые линии» (1912) и «Трамвай. Городская улица. 1911 год» ярко подтверждают его теорию «лучизм».

С особой утрированно-гротескной экспрессией решается тема сельской жизни в кубофутуристической композиции Н. Гончаровой «Крестьяне, собирающие виноград» (1912).

Экспозиция русского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков представляет декоративные вазы, бронзовые часы, подсвечники и щит-рефлектор, табакерки с эмалевой росписью, ларец из моржовой кости и т.п.


Зал № 5
Экспозиция «Живопись Давида Давидовича Бурлюка в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения

БГХМ им. М.В. Нестерова обладает самой крупной в России коллекцией живописи (37 произведений) одного из ярких представителей русского авангарда начала ХХ века, «отца Российского футуризма», вдохновителя творческого объединения «Бубновый валет» Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967).

Бурлюк родился 21 (9) июля 1882 года на Украине, на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, художественное образование получил не только в России (Казань, Одесса, Москва), но и за рубежом (Мюнхен, Бавария, Париж).

Непреодолимая тяга к путешествиям и лекционной деятельности побудила художника совершить «турне» по сибирским и уральским городам, с целью пропаганды поэтического творчества своих друзей – В.Маяковского, В.Каменского, А.Кручёных и В.Хлебникова. Патриархальная Уфа, пёстрая и многоязычная, произвела на Бурлюка сильное впечатление. Увлечённый натурой, пленэрной живописью «стратег футуризма» нередко бродил с этюдником по уфимским оврагам в компании с А.Тюлькиным и К.Девлеткильдеевым – первыми в Башкирии профессиональными художниками.

В экспозиции представлены пейзажи, портреты, натюрморты и кубофутуристические композиции, написанные Бурлюком в 1915–1918 годы жизни в Башкирии на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы («Терраса», «Весна в деревне Иглино», «Одинокая лачуга», портреты Марии Никифоровны Бурлюк – жены художника, «Молодой башкир», «Девочка-татарка», «Радуга», «Красный полдень», «Казак Мамай», «Фантастический мотив», «Букет сирени», «Расцветшая сирень»).

Давид Бурлюк умер 15 января 1967 года в Лонг-Айленде (США).


Залы №№ 6, 7, 8
Выставка «Новогодняя сказка в Нестеровском музее». Современный текстиль и кукла художников РБ. Произведения из собраний художников РБ и собрания БГХМ им. М.В.Нестерова

Экспозиция выставки, приуроченная к Новому году, Рождеству, Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей представляет 73 произведения 26 художников из Уфы, Бирска, Стерлитамака, Чишмов, Екатеринбурга и членов 2-х уфимских творческих объединений – «COS’мы» и студии художественного текстиля «Кускар».

Художественный текстиль выполнен как в традиционных техниках (лоскутное шитье, войлочное валяние, батик), так и в «экзотических» для России техниках (квилт, фелтинг, каучинг).

Среди авторов – член Ассоциации мастеров лоскутного шитья в России, дипломант VI Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» Стелла Маркова; дипломант различных фестивалей, выставок и конкурсов декоративного искусства Альфия Нугуманова; художники-прикладники, работающие в техниках горячего и холодного батика Ольга Зозуля и Оксана Карева и многие другие.

В экспозиции «кукольного раздела» – куклы текстильные, в том числе традиционные, а также куклы из дерева и кожи. Своеобразные доминанты раздела – крупнофигурные куклы Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлёсткиной, а также изысканные небольшие куклы Елены Оскотской, сегодня широко известные и любимые в России и за рубежом.


Галерея

Панорама Города

Панорама

Карта Уфы

Карта города

Топ организаций

Азимут Отель Уфа
К услугам гостей – 190 комфортабельных номеров разных категорий, от небольших уютных одномес...
Президент Отель, гостиничный комплекс
Рады представить Вашему вниманию Гостиничный комплекс «Президент Отель», расположенный в столице ...
Мемориал "Скорбящая мать"
25 октября 2003 года был открыт мемориал "Скорбящая мать". Эскиз памятника был создан в 1998 г. посл...
Мемориальный дом-музей Мажита Гафури
Мемориальный дом-музей Мажита Гафури является одним из первых литературных музеев в республике Башко...
Памятник Мусе Гарееву
Муса Гайсинович Гареев  (9 июня 1922 года — 17 сентября 1987 года) — советский вое...
Скульптурная композиция "Дворник"
В Уфе много интересных и привлекательных достопримечательностей. Но наверняка, вы больше нигде не вс...
Эко-комплекс «Лель»
«Лель» — это идеальное место для любителей комфортного отдыха на природе. Уникальный комплекс, ко...
Уфимский океанариум
Кто не мечтал оказаться среди красот океанских глубин… Акула, скаты, мурена, ядовитые крылатки, мо...